четвер, 8 жовтня 2015 р.

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ. Оформление окон в барских домах первой половины XIX в. Анализ изображений на акварелях...


НАУЧНАЯ СТАТЬЯ. Оформление окон в барских домах первой половины XIX в.

Анализ изображений на акварелях и литографиях, а также свидетельства литературных и мемуарных источников позволяют выделить несколько вариантов оконных драпировок. Рассмотрим каждый из них. 

1. Тройные шторы. Первый их слой — гардина, т. е. занавес из прозрачных легких тканей, закрывающих окно по всей длине до пола либо до подоконника. Второй слой — расходящиеся по обеим сторонам два полотна из непрозрачных материй, украшенных бахромой или декоративной тесьмой, присборенные шелковыми шнурами на уровне подоконника. Небольшой в длине отрезок ткани, закрывающий верхнюю часть окна — третий слой — назвали ламбрекеном. Его шили из той же ткани, что и второй слой или же из другой, сочетающейся по цвету, драпировали по обеим сторонам объемными, мягкими складками и тоже украшали тесьмой, бахромой или рюшами. Чаще всего тройные шторы использовали в парадных комнатах.

2. В двойных шторах, кроме ламбрекена, присутствовал один из описанных нижних слоев штор — из прозрачных материй либо достаточно плотных, но легко драпируемых. В этом варианте прослеживается большое разнообразие драпировок ламбрекенов, их длины, ширины и формы, а также в сочетаниях цветов используемых тканей, рюшей, бахромы и декоративных шнуров с объемными кистями на концах. В качестве второго, нижнего, слоя использовали либо гардины из легких прозрачных или непрозрачных тканей, либо маркизы. Именно так называли «навес над окном для защиты от солнца», который, в отличие от гардин, крепился не к карнизу, а к оконной раме. С помощью нехитрого приспособления ткань, растянутую по размерам окна, поднимали или опускали, накручивая на круглое основание небольшого диаметра. Нижний край маркизы обычно фиксировался небольшой рейкой и украшался декоративной тесьмой, кружевом или бахромой.

Популярностью в те годы пользовались однослойные шторы. В этом варианте окно украшала либо маркиза, либо гардина, но чаще всего — ламбрекен. Такой способ оформления был распространен прежде всего в усадебных домах. Их хозяева, заботясь о красивых, живописных видах, открывавшихся из окон и дополнявших своим очарованием внутренние интерьеры, не стремились закрывать их. В этом случае драпировка окна служила еще и своеобразной рамой для картины, вдохновенно написанной самой природой.

Описывая интерьеры помещичьих домов, граф М.Д. Бутурлин, вспоминая барский дом в усадьбе Белкино, упомянул окно — «без занавесей и драпировки, но с наружными ... жалюзи». Они представляли собою «створки или шторки, составленные из наискосок расположенных тонких дощечек, не примыкавших друг к другу и пропускавших едва дневной свет». Судя по этому описанию, резонно предположить то, что использовались подобные «шторки» исключительно для защиты от солнечных лучей в летнее время. 

К своеобразному варианту можно отнести очень милую деталь, упомянутую М.Ю. Лермонтовым в поэме «Тамбовская казначейша». «Пред окнами» дома одного из героев поэмы казначея Бобковского: 

............................... цвели 
Четыре стриженных березки 
Взамен гардин и пышных стор, 
Невинной роскоши убор. 

Существенным элементом драпировки были и карнизы, по определению В. Даля — «поперечина над окном или дверью, на которую вешают шторы». В случае декоративного оформления, они служили «весьма нужной деталью, придающей всему ансамблю интерьера комнат парадность и завершенность». 

Выбор украшения окна определялся, в первую очередь, назначением комнаты, и, конечно, зависел от вкуса хозяев дома, их материальных возможностей и социального статуса, а также от требований моды. Так, в начале XIX века этой коварной, непостоянной дамой «были изгнаны ... шелковые занавеси», о чем свидетельствовал Ф. Вигель. Они «заменились холщовыми материями с накладкою прорезного казимира... с бахрамою и кистями». Правда, мода на них продержалась совсем недолго, до 1805 г., после чего «шелковые ткани опять явились». Ответ на вопрос почему же они вновь «явились» находим в словаре под ред. Брокгауза и Ефрона: «благодаря выдающимся качествам: крепости, блеску и способности принимать окраску ... Шелковые нити позволяют изготовить в высшей степени тонкие, легкие, весьма прозрачные ткани — тафты и флорансы (еще более тонкие материи, нежели тафты)» . 

Ткани, украшавшие окна, различались по весу, по отделке, по основе материала и по переплетению нитей. Для легких «прозрачных» гардин шли в употребление: 
кисея — тончайшая хлопчатобумажная ткань; 
муар — шелковая или полушелковая ткань с волнообразным отливом различных оттенков; 
муслин — мягкая, легкая ткань из льнобатиста или полушелка. 

Для ламбрекенов и плотных гардин использовали и хлопчатобумажные, и шелковые ткани, такие, как:
— коленкор — одноцветная материя, покрытая мастичным слоем и пропущенная через пресс для предания гладкости и блеска;
— репс — ткань в мелкий рубчик;
— атлас — шелковая ткань с гладкой, блестящей лицевой поверхностью;
— штоф — одноцветная или многоцветная ткань с крупным набивным узором;
— перюсень — шелковая ткань с набивным цветочным узором;
— бархат — шелковая ткань «с короткою, стриженою, густою ворсою»;
— парча — шелковая ткань, затканная золотыми или серебряными нитями.

Для маркиз применялись хлопчатобумажные и льняные ткани, а уже к 20-м годам XIX в. лен использовали только для столового белья. Русская текстильная промышленность в те годы уже обеспечивала внутренний рынок необходимыми тканями. К началу XIX века в этой отрасли отмечался бурный рост производства, а изделия наших мануфактур, выпускавших шелковые, хлопчатобумажные и льняные ткани, выделялись своим высоким качеством не только среди российских, но признавались и «против заморских без охулки». На I Всемирной выставке в Лондоне в 1841 г. знатоки текстильного рынка были поражены «изящностью и оригинальностью узоров русских шелковых тканей и парчи».

Иллюстрации:
1. Неизвестный художник. Гостиная-кабинет М.Т. Пашковой на Невском проспекте в Петербурге. 1830-е
2. Рубцов А.А. Имение Марьино. Первая треть XIX в.
3. Тихобразов Н.И. Интерьер в имении Лопухиных. 1844

Автор: научный сотрудник музея-заповедника "Тарханы" Е.Б. Родина
Источник: "Тарханский вестник" №18, лл. 83-91

Подробнее на сайте музея: http://tarhany.ru/museum/nauchnie_stati___tarhanskie_vestniki_/oformlenie_okon_v_barskih_domah_pervoj_polovini_xix_v_

Немає коментарів:

Дописати коментар